суббота, 24 ноября 2018 г.

Тема: Роды и виды ораторской речи

Роды и виды красноречия:
                                         
I. Социально- политическое красноречие: 

Виды: 
  • Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде).
  • Доклад на социально- политические и политико-экономические темы
  • Политическая речь.
  • Дипломатическая речь.
  • Военно-патриотическая речь.
  • Политическое обозрение.
  • Митинговая речь.
  • Агитаторская речь

II. Академическое красноречие

Виды: 

  • Лекция вузовская.
  • Научный доклад.
  • Научный обзор.
  • Научное сообщение или информация


III. Судебное красноречие

Виды: 
  • Прокурорская, или обвинительная, речь.
  • Общественно-обвинительная речь.
  • Адвокатская, или защитительная, речь.
  • Общественно-защитительная речь.
  • Самозащитительная речь обвиняемого.

IV. Социально-бытовое красноречие

Виды: 
  • Юбилейная, или похвальная, речь.
  • Застольная речь - тост.
  • Надгробное слово, или поминальная речь.

V. Богословско-церковное красноречие

Виды: 
  • Проповедь.
  • Речь на соборе.


Задания по теме:

Задание 1. Прочитайте текст выступления Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, на торжественном собрании, посвященном пятьдесят пятой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Проанализируйте речь архиепископа следующим образом:
1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.
2. Разберите композицию речи: каковы особенности выступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.
3. Какие словесные средства создают стиль данной речи?
4. Какие примеры избирает архиепископ Паисий в подкрепление своей позиции?
Уважаемые участники торжественного собрания!
Дорогие и доблестные наши ветераны!
Русская Православная церковь на протяже­нии всей истории Русского государства жила со своим народом одной жизнью. И во дни страшного испытания, в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, она вместе со своим народом переживала все несчастья, которые обрушились на нашу страну, целиком отдавая себя служению Родине. С первых же дней войны Русская Церковь устами своего Предстоятеля митрополита Сергия обратилась с посланием ко всем верующим 22 июня 1941 года и благословила всех православных стать на защиту священных границ нашего Отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом. Во всех храмах Русской Православной Церкви служились молебны о даровании победы русскому оружию, произносились патриотические послания и проповеди митрополитов, епископов и священников, в храмах производились сборы средств в фонд обороны. 30 декабря 1942 года во дни всенародного подъема по сбору средств для фронта митрополит Сер­гий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам Церкви с призывом пожертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского, и этот призыв был с воодушевлением подхвачен всей Церковью. Всего на танковую колонну имени Димитрия Донского духовенством и верующими нашей страны собрано было более 300 миллионов рублей и боль­шое количество золотых и серебряных вещей.
В Орле, по освобождении его от немцев, с сентября 1943 года по июнь 1944 года внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей более трех миллионов рублей. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана также воздушная эскадрилья имени Алек­сандра Невского. Война принесла нашей Родине смерть миллионов её сыновей и дочерей, неве­роятные разрушения, гибель ценнейших памятников истории и культуры. Страшное испытание не прошло и мимо Русской Православной Церк­ви. За годы войны она лишилась многих своих верных чад, потеряла значительное количество прекрасных храмов. Уцелевшие храмы были опустошены, святыни русского народа подверглись осквернению. Великая Отечественная война дли­лась 1418 дней. В годы величайших испытаний для нашего народа Русская Православная Церковь через митрополита, а затем Патриарха Сергия предвидела, что всемирно-историческое сраже­ние с гитлеровской Германией завершится нашей победой. И вот Великая Победа пришла, и мы празднуем её 55-летие. Родина высоко оценила патриотические труды многих русских православных людей. Значительное количество духовенства и мирян по всей стране было отмечено государственными наградами за активную борьбу с врагами и доблестный труд в тылу. Во вверенной мне Орловско-Ливенской епархии также имеются награжденные медалями ветераны-священнослужители — живые и здравствующие, и ныне несущие верно свое служение Церкви и Отечеству. Война закончилась. Жизнь постепенно вошла в свою колею. Залечены раны войны. Русская Православная Церковь продолжает исполнять свое служение Родине. И сегодня можно сказать и задаться вопросом: «Только ли сознание радости несет победа?» Она несет также созна­ние ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, молитвы Богу, чтобы подобное уже никогда не повторилось. Этим принципам Церковь наша всегда была и будет верна.
Поздравляю всех вас с Великим праздником Победы.
Вечная память погибшим,
ушедшим от нас,
и многая лета ветеранам,
живущим вместе с нами.
Христос воскресе!
Задание 2. Подготовьте текст информационной речи (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.
I.      Примерные темы для информационной речи:
- События в нашей стране
- События за рубежом
- Новости науки и техники
- Новости культурной жизни города
- Спортивные новости
- Новинки литературы
- Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании
и пр).
II.       Схема оценки информационной речи:
1. Тема и цель.
Интересны? Уместны? Актуальны?
2. Вступление.
Интересно ли?
Использован ли прием привлечения внимания?
Не слишком ли длинно?
3. Главная часть.
Продуман ли план?
Весь ли материал относится к делу?
Достаточно ли примеров?
Конкретно ли содержание?
Достигнута ли цель?
4. Заключение.
Ясно? Есть ли обобщение сказанного?
5. Произношение.
Уверен ли говорящий в себе?
Правильна ли поза? Жесты?
Удачен ли темп речи? Не монотонно ли?
Есть ли контакт с аудиторией?
Есть ли речевые ошибки?
III.   Памятка по составлению информационной речи:
«Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение» (П. Сопер).
Задание 3. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3 — 5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.
А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них.
3. Призыв к действиям.
Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.
В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. 3. Вы должны помочь по таким-то причинам.
Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий